8-950-036-80-66

Blog Post

Ханбок (Hanbok-Национальный Корейский костюм)

Ханбок (хангыль кор. 한복, ханча: 韓服); в Северной Корее называется чосонот, (хангыль: кор. 조선옷, ханчча: 朝鮮옷) — национальный традиционный костюм жителей Кореи. Хотя слово «ханбок» буквально означает «корейская одежда», в XXI веке это слово используется исключительно для обозначения ханбока династии Чосон, это одежда для официальных и полуофициальных приёмов, фестивалей и празднеств.
History-Hanbok-1
Прогуливаясь почти по любой улице в Корее, вы откроете, что сегодняшние корейцы имеют в своем гардеробе и джинсы, и модельную одежду, и сшитые на заказ костюмы, и элегантные творения современных дизайнеров. Однако, какой бы не была одежда современной, вы также можете столкнуться с людьми, одетыми в национальную одежду — ханбок. Это традиционная одежда, которую носят корейцы любого возраста. Разнообразие цветов национальных костюмов особенно хорошо наблюдается в дни традиционных праздников, и когда вы присутствуете на официальных приемах.

Ханбок отличается простотой линий, и отсутствием карманов. Женский ханбок состоит из просторной юбки, которая оборачивается вокруг тела, и жакета подобного болеро. Это носит название чхима-чогори. Юбка называется по-корейски — чхима, а жакет — чогори. Мужской ханбок состоит из короткого жакета и просторных брюк, которые по-корейски называются пачжи, и которые обязательно должны плотно прилегать к лодыжкам. Оба ансамбля могут дополняться длинной верхней одеждой, похожей по покрою на чогори, и называемой турумаги. На ногах представители обоих полов издревле носили посон — толстые, стеганные носки, а также комусин — широкие туфли с загнутыми носками, которые легко снимаются и надеваются при входе и выходе из дома. Последнее обстоятельство немаловажно, учитывая, что до сих пор в Корее не принято находиться в помещении в обуви, пусть даже домашней.

Традиционный ханбок, носимый и сегодня, шьется по образцу одежды, которая была распространена во времена династии Чосон (1392-1910), ориентированной на конфуцианство. Представители янбан (наследственный аристократический класс, опирающийся больше на образование и социальный статус, чем на материальные ценности) носили ханбок ярких цветов, сшитый из простого шелка, и шелка ручной выделки в холодную погоду, а в жару — из легких, проницаемых материалов. Людям незнатного происхождения было запрещено законом (также как и людям, владеющим капиталом) отбеливать пеньку и хлопок, чтобы носить одежду белого и иногда бледно-розового цвета. Поэтому они могли носить только светло-зеленый, серый или угольно-черный ханбок.

Глубокий символический смысл имеет в национальном костюме цвет. Основных цветов, включая белый, было пять. Красный означал удачу и богатство. Красной была церемониальная одежда короля и королевы, и юбки невест (с зеленой блузой). Юбки придворных дам и официальные костюмы чиновников окрашивали цветом индиго (синим), означавшим постоянство. Черный воплощал бесконечность и творческое начало, и мужские головные уборы корейцев были черными. Желтый цвет — цвет центра вселенной — символизировал короля и королеву и во время придворных церемоний был допустим исключительно для их одежд.

Существовала и другая, социальная символика цвета.
Ханбок, который одевали молодые девушки на брачную церемонию, был преимущественно красно-желтого цвета (чхима — красного цвета, чогори — желтого). После обряда венчания, когда проводился обряд поклонения «новым родителям» и во время медового месяца девушки меняли костюм, то есть чхима оставалась ярко-красной, а чогори — зеленым. На свадьбе мать жениха всегда носила одежду синего или близкого к нему цвета, а мать невесты — розового. Пурпурный цвет воротника блузы означал, что женщина замужем, а голубые манжеты — что она имеет сына.

На сегодняшний день, девушки на церемонию помолвки надевают ханбок преимущественно розового цвета. Помимо этого также используются свадебные платья западного стиля, а также традиционные красная чхима и зеленый чогори. В остальных случаях они надевают ханбок другого цвета, или украшенный вышивкой, или с росписью (по ткани, сделанной вручную), или тканный золотом. Но при этом следует обратить внимание на то, что одежду белого цвета имеют право носить люди только пожилого возраста, или она может использоваться лишь только как утренняя одежда (некое сравнение можно провести с нижним бельем).

Основные цвета относились к категории ян и воплощали очевидные, явные достоинства. Они чаще применялись для верхней одежды. Другие цвета, инь симвользировали скрытые достоинства, и шли на отделку или на нижнюю часть ханбок.

Жены янбан (дворян) носили преимущественно 12 юбок, оборачиваемых вокруг тела, со складкой (завязкой) по левой стороне, что было запрещено в использовании людям незнатного происхождения. То есть они не должны были носить более 10 или 11 юбок, и существовал приказ, что те, кто имеет общинные права должен оборачивать юбку на правую сторону. Под ханбок женщины эпохи Чосон носили (также эта одежда используется и современными девушками) пару длинных брюк, а также длинное, цельнокроенное платье с корсажем (подобное чхима), и жакет, немного меньше по размеру, чем чогори. Полнота чхима напрямую зависит от количества надетого нижнего белья, а также, естественно от погодных условий (в зимнее время надевается теплое нижнее белье), и от физиологического состояния женщины (период беременности).

На сегодняшний день женщины продолжают носить одежду с двойной или полуторной шириной, т.е. одежда, по сравнению с древними временами, стала в два или полтора раза шире (имеется в виду расход ткани). Сегодня большинство юбок чхима имеют лямочки, которые надеваются на плечи. Это предусмотрено для облегчения носки. Для лучшего внешнего вида чхима должна быть очень туго затянута на груди, и запах должен находиться точно ровно под лопатками. При ходьбе, необходимо приподнимать левый край чхима, но делать это следует осторожно, чтобы окружающие не могли заметить под полой нижней юбки. Пожилые женщины обычно приподнимают левую сторону чхима под грудью.

Большинство чогори имеют застежку или ленты, напоминающие галстук, которые должны быть завязаны с внешней стороны в виде банта. Форма банта немного отличается в зависимости от места проживания населения того или иного региона. Но тем не менее за норму принимается распространенная так называемая «западная» форма, то есть бант в виде бабочки. Эти длинные ленты называются откорым. Откорым является очень важным моментом (одним из трех) при оценке красоты и качества ханбок. Два других важных момента, это изгиб рукавов и линия кит, а также украшение, используемое для отделки воротничка, на лицевой части чогори. Концы линии кит, как правило, должны быть окантованы. Съемный белый воротничок называется тонъджонг, и располагается над линией кит.

Так как ханбок не имеет карманов, женщины и мужчины используют «маленькие сумочки» различных типов, так называемые чумони. В основном «сумочки» бывают двух типов: круглые и многоугольные. Они обязательно затягиваются и украшены вышивкой. Эти украшения в виде сложных, тщательно выполненных узлов и кисточек символизируют различный статус и род носителя сего предмета.

Хотя некоторые из основных элементов сегодняшнего ханбок и принадлежностей к нему вероятно использовались в очень давние времена, то развитие костюма состоящего из двух частей начало происходить лишь после исторического периода, называемого эпоха Трех государств. В этот момент на территории Корейского полуострова существовали три государства Когуре, Пекче и Силла. Это хорошо можно проследить по сохранившимся до наших дней фрескам, находящимся на стенах могильных курганов, принадлежащих эпохе Когуре (4-6 вв). Фигуры захороненных мужчин и женщин были одеты в длинные жакеты с узкими рукавами, застегнутые слева направо, брюки и обувь, подобную башмакам. Такая одежда возможно была распространена в суровом северном климате и на северной территории, а также у кочевых народов, которые для передвижения использовали лошадей. Также вследствие геополитических факторов, это скорее всего сказывалось влияние соседствующего Китая. В государствах Пекче и Силла были подобные костюмы.

Шелковое одеяние ярко-оранжевого цвета представленное из соседствующего Танского Китая, было заимствовано только лишь для королевской семьи, и для официальных чиновников в 648 году в государстве Силла, которое в конечном счете объединило все государства Корейского полуострова в 668 году. Стали носить национальные одежды. Благородные женщины начали надевать длинные юбки-брюки, и жакеты с широкими рукавами, которые достигали (по длине) линии бедра и завязывались на талии поясом. Благородные мужчины надевали просторные брюки до щиколоток, и узкие жакеты в форме туники, с вырезом на груди, и завязываемые под пояс.

В 935 году, Силла было переименовано по имени новой династии в Коре (впоследствии это имя трансформировалось в Корея). Буддизм, который в государстве Силла был господствующей религией, оказывал влияние на живопись и искусство, особенно на развитие селадоновой керамики. Во время правления династии Коре, длина чхима укоротилась, и стала завязываться не на линии талии, а под грудью длинными широкими лентами, которые сохранились и по сей день. Чогори также немного укоротился по длине, и рукава стали немного закругленнее. В этот же период женщины стали укладывать волосы в две косы на макушке, а мужчины стали брить головы, исключая небольшую часть волос в области темени.

В 1392 году династию Коре сменила династия Чосон. Экс-генералом династии Коре по имени Ю Сон Джи была основана новая династия. И его потомки правили Кореей около 500 лет. Правящие короли раннего Чосона сделали господствующей идеологию нео-конфуцианства, где уделялось огромное влияние формальностям и этикету, которые диктовали стиль одежды для правящей королевской династии и для членов императорского двора, также для аристократов и для незнатных граждан. Причем стиль одежды был предусмотрен для всех случаев в жизни, начиная от брачной церемонии и заканчивая похоронным обрядом, и соответственно количество одежды (костюмов) было увеличено. Мужская прямота, и женское целомудрие стали выдающейся ценностью и нашли отражение в людской одежде. Мужской ханбок претерпел лишь небольшие изменения, но женская одежда, с течением веков очень сильно изменилась.

В 15 веке женщины стали носить объемные юбки, которые полностью скрывали линии тела, и длинные чогори. Со временем, чогори укорачивался, пока его длина не осталась такой, чтобы только прикрыть грудь. Необходимость сокращения длины чхима не существовала, и поэтому длина юбки остается такой, какой была и раньше, а линия талии поднялась до уровня подмышек.

Ханбок был настолько важным символом незыблемости устоев общества, что одной из первых реформ, которые провели в 1894-1895 гг. японцы, стремившиеся любой ценой подавить национальный дух корейцев, были реформы костюма и внешнего вида, в ходе которых корейце обязали обрезать сантху (узел волос на голове). С незапамятных времен он вместе с головным убором из бамбука или конского волоса кат был символом мужского достоинства. Кат держался на голове благодаря сантху , и отказ от последнего автоматически означал изменение головного убора, а затем и всего костюма в целом. Реформы привели к росту националистических настроений и бунтам.

Считается, что первыми людьми, надевшими в Корее одежду западного типа (нарядные военные мундиры немецкого образца, популярные среди правящего класса Японии) были король Кочжон, стремившийся показать пример подданным и снизить накал их возмущения, и члены его кабинета министров.

Первым корейцем, надевшим цивильный европейский мужской костюм, считается Юн Чхихо — аристократ, возвратившийся в 1899 г. на родину после учебы за границей. С тех пор на несколько десятилетий этот костюм стал в Корее показателем престижа и высокого достатка. В наши дни такие костюмы доступны людям с любыми доходами, но носят их регулярно по-прежнему в основном те, кто получил образование, и добился в обществе определенного успеха.

Продолжая наступление на ханбок, в 1920-х гг. японские колонизаторы ввели в Корее обязательные униформы для учащихся, что значительно сократило число носивших национальный костюм.
В 1940-х гг. ханбок модернизировался, включив в себя элементы западной моды. Распространилась так называемая «народная униформа», главной частью которой были для мужчин короткие штаны, а для женщин — короткая юбка из цельного куска ткани, или свободные шаровары с эластичным поясом или манжетами. Мягкие фетровые шляпы пришли на смену катам, а западные носки и ботинки стали носить взамен посон и комусинов.
Сегодня большинство корейцев носят европейскую одежду. Она стала входить в моду после освобождения в 1945 г. Проникновение западной культуры и индустриализация привели к постепенному исчезновению ханбок из повседневной жизни. Способствовали этому и аскетические вкусы президентов страны — Пак Чонхи и Чон Духвана, которые не только сами предпочитали униформы маоистского образца, но и вменили в обязанности полицейских штрафовать девушек в «слишком коротких» юбках, и обрезать волосы на улице длинноволосым «хиппи». Поэтому в набор предметов, обязательных для полицейского при исполнении, в 1960-х гг. вошли линейки и ножницы. Мода, как таковая считалась роскошью и декадентством.

Интерес к моде в целом, и к ханбок в частности, стала возрождаться в 1981 г., когда в ходе общенационального конкурса текстиля были предложены модели, в которых традиционная национальная эстетика и символизм сочетались с обновленным дизайном и качеством. Возник новый термин сэнхваль ханбок (национальный костюм для повседневной носки), отразивший появление нового типа практичной и оригинальной одежды, в которой юбки стали короче и уже, блузы — длиннее, жакеты и жилеты — разнообразнее по фасону, ткани — практичнее, а краски — богаче. При этом обновленный ханбок сохранял обязательные атрибуты традиционного костюма: двухцветный воротник, завязки, манжеты, вставки вокруг подмышек, натуральные краски.

Сегодняшние дизайнеры все больше и больше пытаются «оживить» ханбок и другие костюмы предков, то есть они создают модные изделия с применением уникальных черт, присущих только лишь национальному костюму, но с учетом потребностей современных граждан. Они используют линии покроя ханбок и другой древней одежды предков, а также принадлежностей к ней, для создания костюма из современных материалов. Известно что, достаточно большое количество отделов в различных магазинах, а также бутиков специализируются по продаже подобных вещей для молодого поколения.

И нет сомнения в том, что ханбок на протяжении уже многих веков продолжает наполнять особым колоритом улицы корейских городов и деревень, что в свою очередь является постоянным напоминанием гражданам о культуре страны, в которой они проживают.

History-Hanbok-2
Верхняя часть костюма называется «Чогори», низ (юбка) «чима», и под него одевается нижняя юбка «сог чима», также на ноги одеваются специальные удлиненные носочки-сапожки «Посон» и резиновые туфельки-лодочки с заостренным к верзу носком «комусин». Мужской «Ханбок» состоит из верха и брюк, они тоже как бы объемные т.е. не плотно прилегают к фигуре. «Ханбок» безусловно притягивает внимание, его ткани и расцветки различаются от региона (север, юг, другие провинции Кореи), по временам года (зимой ткани более теплые, плотные, летом — тонкие, воздушные), под сам «Ханбок» обязательно одевается на лямкам белый подклад с юбкой придающей пышность и объем. В Ю. Корее можно увидеть бутики традиционного «Ханбок», где огромен выбор тканей, можно заказать его по вашему вкусу и соответственно кошельку. Т.к. добротный костюм стоит немало. Также в Сеуле есть специальные районы где продаются «Ханбок» или их можно заказать выбрав ткань. Также на свадьбу принято одеться в «Ханбок», мама жениха будет одета в предпочтительнее синего цвета низ и молочно-белый верх, а мама невесты в чогори тоже молочного или св. розового цвета и чима темно-бордового. Спереди на чогори завязывается длинный бант-лента, его тоже завязывают по порядку, т.е. он должен быть «правильно» завязан, а не просто. Когда вы одеваете «Ханбок» ваши амбиции должны быть приглушены, походка легка и скромна. «Ханбок» действительно как ни что лучше отражает национальный характер, с прошлых времен когда Корея часто была разрушена, опустошенна от нашествия соседних империй, только «Ханбок» позволял эстетически почувствовать свободу, т.к. он объемен, как-бы с запасом. А может быть хоть таким образом корейцы могли почувствовать простор души и на время оторваться от непосильных работ и тяжелых будней. Если размер приблизителен, мама могла потом передать его дочери и т.д. Если вы похудели, он одевался поплотнее, а если поправились — его можно было ослабить. Таким образом он был универсален. В древности «Ханбок» различался от классового разграничения, элита и аристократия «Янбан» одевали самые добротные и дорогие «Ханбок», расшитые золотом и с искусным орнаментом, а простолюдины «Санном» были одеты в невзрачные скучные расцветки т.к. основное время они были заняты на сельско-хозяйственных работах.

Comments (4)

  1. Lizenkas 23.12.2015 at 11:17 Reply

    Турумаги, который ранее носили под чунъчхимаком, фактически, халат, заменил чунъчхимак. У турумаги короче рукава и подол, а также нет разрезов.

  2. Sashenkis 29.12.2015 at 05:20 Reply

    Ханбок произошёл от одежды северносибирских кочевников скифо — сибирской культурной сферы, она была широко распространённой в древности

  3. Tekilka 01.01.2016 at 06:19 Reply

    Паджи — свободные мешковатые штаны, которые входят в мужской ханбок. Дизайн паджи изменён в пользу более широких штанин для сидения на полу

  4. NataliGod 27.01.2016 at 00:53 Reply

    Чобок — кванбок для фестивалей или аннонсирования указов императора. Чобок носили также на церемонии поминания предков. Санъбок носили каждый день, а конъбок — когда король давал аудиенцию во дворце. Юнъбок носили военные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

tumblr_mrb4l5lpn61r8iwm2o1_1280
Корейская еда

На самом деле, корейцы, как и представители большинства других национальностей, культуре еды придают большое...